История Церквей ЕХБ Новосибирска

Оценить
(7 голоса)

Религиозное общество России никогда не было однородным. Параллельно с благочестием, развивавшимся в лоне государственной православной церкви, существовало богоискательство не связанное с официальной церковью. Так, в середине XIX века независимо друг от друга возникают три очага евангельского пробуждения. В Петербурге в великосветской среде образовались библейские кружки, среди украинских крестьян возникает движение штундистов, а на Кавказе часть молокан переосмыслили свое отношение к крещению, что привело к возникновению "водных" молокан.

Эти движения объединял поиск непосредственного общения с Богом в противовес вере регламентируемой сложной системой обрядов. Взаимодействие и дальнейшее слияние этих трех религиозных движений привело к возникновению церкви евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Греческое слово «баптизо» означает крещение, погружение в воду. Этим словом стали называть верующих христиан, убежденных, что крещению должна предшествовать личная вера в спасительную смерть и воскресение Иисуса Христа. Поэтому баптисты совершают крещение только над людьми, сознательно уверовавшими во Христа.

 

Отправной точкой в истории собственно евангельско-баптистского братства в России принято считать 20 августа 1867 года. В этот день в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в реке Куре по сознательной вере во Христа, как своего личного Спасителя, крестился первый русский баптист, выходец из молокан, купец Никита Исаевич Воронин. Там же в Тифлисе в скором времени образовалась и стала расти первая русская баптистская община.

 

Единственным авторитетом в вопросах веры для баптистов является Библия, которой подчиняются все сферы жизни христианина.

Баптисты верят, что единственным посредником между Богом и человеком яв­ляется Богочеловек Иисус Христос, поэтому нет нужды обращаться к каким-либо другим посредникам.

Баптисты отличаются простотой богослужения, чтобы пышностью обряда и внешней атрибутикой не заслонять общения с живым Богом. В баптистском понимании богослужение не ограничивается служением происходящим в стенах молитвенного дома. Вся жизнь верующего человека – богослужение. Где бы он ни находился: на работе ли, в семье, на учебе – везде он призван поступать в соответствии с заповедями Божиими, во имя Бога и с Его благодатной помощью. Поэтому у баптистов крепкие семьи и трезвый образ жизни.

Баптисты провозглашают принцип свободы совести. Вера должна определяться свободным выбором человека, а не навязываться государством или кем-либо еще. Именно этот исповедуемый баптистами принцип стал причиной преследования баптистов со стороны государственной церкви.

В Свод Законов Российской Империи в конце XIX века были введены статьи, которые за христианскую проповедь хоть в чем-то расходящуюся с учением государственной церкви предполагали наказание в виде конфискации имущества, лишения особенных прав и преимуществ, каторжных работ, ссылки на поселение, лишения родительских прав.

На местах духовенство часто натравливало своих прихожан на односельчан-евангелистов, что нередко приводило к погромам, издевательствам, пыткам, а также попыткам насильственного возвращения в лоно православия, насильственного крещение детей евангельских верующих и т. п.

В 1903 году в Новониколаевск прибыло семейство евангельского верующего Петра Лукича Фролова, выходца из молокан. Это привело к образованию баптисткой церкви, которая к концу года насчитывала 30 человек. Костяк общины составляли также бывшие молокане. В первый же год своего существования церковь получила своего мученика за веру. Проповедник Андрей Перминов за проповедь Евангелия был жестоко избит враждебно настроенными православными, при полном попустительстве местных властей. Ему было нанесено множество ран, от которых он вскоре скончался.

Императорский указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» разрешил баптистам легально совершать богослужения. Но чтобы реально воспользоваться своими правами евангельским верующим нужно было преодолеть всевозможные бюрократические препоны и сопротивление местных властей. Наличие письменного разрешения местных властей и присутствие полиции было обязательным условием разрешения проведения каждого богослужения.

Надо сказать, что первые годы Советской власти были отмечены для евангельских верующих невиданной доселе свободой проповеди Евангелия. Декрет «Об отделении церкви от государства» предусматривавший равные права для всех граждан в независимости от их отношения к религии и не вмешательства церкви и государства в дела друг друга, как тогда многим казалось, са­мым наилучшим образом должен был сказаться на положении верующих. Принятая РСФСР Конституция провозглашала: «Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Возможность проповедовать, заниматься миссионерской деятельностью, способность предложить верующим новое, реформированное исповедание, реализующееся в дружественной и нацеленной на взаимопомощь и хозяйственный успех жизни общины, - все это делало привлекательным, особенно в среде крестьянства, принадлежность к евангельскому исповеданию. В годы нэпа число приверженцев евангельских церквей стало насчитывать сотни тысяч человек (по оценкам партийного руководства – от трех до десяти миллионов).

Однако, и в начале 20-х годов взаимоотношения между евангельскими христианами и баптистами с одной стороны и представителями большевистской власти с другой стороны нельзя было назвать безоблачными. В этот период ВЧК и позднее ГПУ пресле­довали отдельных верующих, активно выступавших против вмеша­тельства государства в дела церкви. Уже тогда стало очевидно, что в целом политика новой власти отличается антирелигиозным хара­ктером, и направлена не только против «реакционного» (прежде всего православного) духовенства, но вообще ориентировано на построение общества свободного от всякой религиозной идеологии, т. е. атеистического общества. Кроме того, власти были обеспокоены быстрым ростом евангельских общин.

В письме полномочного представителя ГПУ по Сибири И.П. Павлуновского, адресованном 23 июля 1923 г. председателю Сибревкома М.М. Лашевичу отмечалось, что евангельские объединения в Сибири летом 1923 г. представляли «силу численно большую и крепче внутри спаянную, чем наши комячейки и волсоветы». В качестве рецепта борьбы с евангельскими церквами И.П. Павлуновский предложил следующую программу действий: широкая оперативная разработка практически всех сторон деятельности общин, сбор компpомата и информации на случай возможных репрессий, развал и торможение деятельности общин как методами агентурной работы, так и посредством давления и различного рода административных запретов, регламентаций и придирок. Иные методы борьбы, такие как провозглашавшиеся повсеместно методы антирелигиозной пропаганды, расценивались И.П. Павлуновским как неэффективные.

В том же, 1923 году. власти Новониколаевска впервые осуществили конфискацию молитвенных домов баптистов и евангельских христиан, а общины попытались распустить. В дальнейшем, четыре раза у верующих отбирали молитвенные дома с целью, если не ликвидировать общины, то, по крайней мере, выселить на окраину города.

Несмотря на сопротивление атеистических властей в 20-е годы происходит бурный рост евангельских христиан и баптистов. Каждый верующий ощущал себя миссионером. С целью благовестия в области образуются так называемые летучие группы, состоящие из проповедников, музыкантов, хористов. Трудно было найти мало-мальски значимый населенный пункт, где не было бы евангельской церкви. Это не могло не беспокоить коммунистические власти. Признанный идеолог партии Н.И. Бухарин, выступая на 8-м Всесоюзном съезде ВЛКСМ, уделил особое внимание евангельским церквам, говорил о их перерождении, модернизации, росте числа их сторонников: «Мы полагали, что комсомол - единственная организация молодежи в нашей стране. Существует, однако, целый ряд сектантских организаций, которые объединяют в своих рядах примерно столько же, сколько комсомол»

В 1928 году с началом массовой коллективизации коммунистическая партия провозгласила начало нового этапа классовой борьбы – "борьба с религией, как пережитком капитализма". Евангельские христиане-баптисты были объявлены идеологами кулачества.

В качестве идеологического обеспечения антирелигиозной политики была организована широкая акция, направленная на формирование в общественном сознании образа врага – сектанта. Сектант – контрреволюционер, шпион иностранных разведок, мракобес, развратник, вездесущий враг, совратитель молодежи и т. д. Коммунистическая пресса из номера в номер внушала «красному» обывателю, что сектантство превратилось в квинтэссенцию всех антисоветских сил.

Решительную войну «сектантству» объявил прошед­ший в апреле 1929 г. второй всесоюзный съезд воинствующих безбож­ников. 8 апреля того же года вышло печально известное постановле­ние ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях», согласно которому всякая религиозная деятельность отныне проходила под жестким контролем государства. Причем, религиозным организациям отныне запрещалось вести, по сути дела, всякую миссионерскую, детскую, благотворительную и, вообще, активную работу. В целях прекращения всякой евангелизационной деятельности в мае 1929 г. было даже внесено изменение в конституцию РСФСР, из которой было изъято раз­решение на религиозную пропаганду.

Следовавшие одна за другой волны репрессий практически уничтожили весь актив церквей евангельских христиан и баптистов, не пощадили даже женщин. К началу 40-х гг. церковь практически была разгромлена. Однако трудности военного времени потребовали объединения усилий всех слоев общества, что заставило власть изменить свою религиозную политику. В 1942 году евангельские христиане и баптисты смогли официально возобновить свои богослужения. В 1944 году произошло объединение двух родственных течений евангельских христиан и баптистов в одну деноминацию.

К началу 60-х годов власть вновь обеспокоилась сильным распространением религии среди населения страны. Годы правления Н. С. Хрущева стали новым испытанием для всех верующих в Советском Союзе особен­но сложными для евангельских верующих. Выдвинутая КПСС и со­ветским правительством программа построения коммунизма предусматривала полное и окончательное преодоление «религиозных предрассудков». По всей стране была развернута злобная антирелигиозная кампания, носившая клеветнический характер и рассчи­танная на полную дискредитацию верующих перед общественным мнением; проводились показательные «антисектантские» процессы. В результате государственного вмешательства во внутрицерковную деятельность в 1961 году в церкви ЕХБ произошло разделение. Часть верующих отделилась и создала новую церковь. Они отказались регистрировать свою церковь в государственных органах и отказались признавать законодательство о культах от 1929 года, которое существенно ограничивало деятельность церкви и противоречило конституционному принципу "о свободе совести".

В 1963 году к евангельским христианам-баптистам присоединились братские меннониты – родственная баптистам конфессия, объединяющая этнических немцев. Им впервые после войны было разрешено проводить богослужения на немецком языке. В то время для многих советских немцев молитвенный дом стал единственным общественным местом, где они могли общаться на немецком языке. В последствии этнические немцы составили третью часть Новосибирской общины ЕХБ.

Конец 60-х, 70-ые и первая половина 80-х годов ознаменовались периодом относительного затишья в религиозных преследованиях. Более «цивилизованные» формы приобрела атеистическая пропаганда. Степень свободы местных церквей во многом определялась взаимоотношениями руководства поместных церквей и местной властью. Новосибирская церковь ЕХБ вопреки запрету законодательства о культах проводила молодежные конференции, специальные молодежные богослужения, работала церковная библиотека, регулярно проходили занятия по изучению Библии. Но эта свобода ограничивалась четырьмя стенами молитвенного дома, любая деятельность вне молитвенного дома пресекалась.

Конец эпохи государственного атеизма в конце 1980-х годов открыл новые возможности перед Новосибирской церковью ЕХБ для работы как внутри церкви, так и за ее пределами.. Регулярно проводятся обучающие конференции и семинары для молодоженов, родителей, проповедников, молодежи и т.д.; проходят творческие вечера, посвященные поэзии и музыке; работают воскресные школы для детей, детские летние лагеря и площадки.

Верующие оказывают помощь больным, престарелым, малоимущим, сиротам. Ведется работа среди заключенных. Начиная с февраля 2001 года, в Новосибирске открылись три реабилитационных центра для людей, находящихся в наркотической и алкогольной зависимости, а также один адаптационный центр для освободившихся от этой зависимости, для их полной и эффективной социальной адаптации.

В 1994 году начало работать Новосибирское издательство "Посох", которое осуществляет выпуск духовной литературы.В 2000 году открылась Новосибирская библейская богословская семинария, действуют вечерняя библейская школа для проповедников и заочный библейский институт.

Президентским указом от 28 декабря 2000 года старший пресвитер Объединения церквей ЕХБ Новосибирской области Эдуард Адольфович Генрих был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-ой степени. Эта награда стала признанием большого вклада евангельских христиан-баптистов в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

К 2003 году Новосибирск насчитывает 14 поместных церквей ЕХБ, в которых активными членами являются более 2000 верующих.

Пресвитер Андрей Мельников

 

Источники:

Энциклопедия Новосибирска. Новосибирск, 2003

Савин А.И. Испытание веры. Евангельские церкви в Сибири в 1920 – 1941 гг. Сборник документов и материалов. Новосибирск, 2003

Булгаков А.Г. «Святая инквизиция» в России до 1917 года. М., 2001

 

Изменено 30.03.2011 16:27

Фотогалерея

ХРИСТИАНСКИЙ МАГАЗИН "ПОСОХ"

Христианское издательство "Посох" существует с 1994 года. За этот период нами были выпу­щены христианские книги более 60-ти наименований. Многие из них по своей проблематике объединяются в серии. Примерами могут служить серии "Межрелигиозный диалог", "Хрис­тианство и психология" Подробнее...

БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ

Новосибирская библейская богословская семинария существует для распространения Царства Божьего. Наша задача снабдить служителей необходимыми инструментами для тщательного исследования библейского текста, познакомить со здравым христианским богословием и дать практические навыки церковного служения. Подробнее...

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР "ОМ"

В нашем сумасшедшем мире успеха, карьеры и непрерывной работы или учебы очень трудно выделить время на то чтобы серьезно взяться за активное познание Бога в разных сферах нашей жизни. Одним из решений этой проблемы Бог определил быть Центру ОМ. Подробнее...


Вы находитесь здесь: О нас История ЕХБ Новосибирска